Основы Технологии Машиностроения Учебник

      Комментарии к записи Основы Технологии Машиностроения Учебник отключены

Основы Технологии Машиностроения Учебник.rar
Закачек 1917
Средняя скорость 5359 Kb/s
Скачать

В первом разделе изложены теоретические основы технологии машиностроения: понятийный аппарат; основы базирования; размерные и временные цепи; модульное описание изделия; основные закономерности технологических процессов, формирования качества изделия и затрат времени в процессе его изготовления; математическое описание и решение типовых технологических задач методом математического моделирования. Рассмотрены методы достижения заданного качества изделий, повышения производительности и эффективности изготовления изделий. Во втором разделе учебника изложены методические основы разработки технологических процессов сборки изделий и изготовления деталей с использованием принципов модульной технологии. В третьем разделе раскрываются основы технологической подготовки производства: основные функции, элементная база технологического обеспечения и вопросы автоматизации технологической подготовки.

Учебник предназначен для студентов машиностроительных вузов, технических университетов, может быть полезен аспирантам, а также работникам машиностроительных предприятий.

Программу для просмотра книг в формате DJVU берем ЗДЕСЬ

Ивановский государственный энергетический университет

Кафедра технологии автоматизированного машиностроения

Основы технологии машиностроения»

Автор конспекта лекций – кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология автоматизированного машиностроения» Ивановского государственного энергетического университета Птуха Л.И.

Цель дисциплины – изучение закономерностей, действующих в процессе

Задачи изучения дисциплины . В результате изучения дисциплины необходимо

• основные термины и определения;

• связи в машине и производственном процессе ее изготовления;

• теорию размерных цепей;

• пути реализации размерных связей в машине в процессе ее сборки;

• пути формирования требуемых свойств материала и размерных связей детали в процессе ее изготовления;

• временные связи в производственном процессе;

• основы разработки технологического процесса механической обработки детали машины.

1. Основные положения и понятия в технологии машиностроения

В природе существует ничтожно малое количество предметов, которые может использовать человек непосредственно без преобразования. Поэтому человеку приходиться приспосабливать предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

Современный человек стремиться преобразования предметов природы выполнять с помощью машин.

Человеческое общество постоянно испытывает потребности в новых видах продукции, либо в сокращении затрат труда при изготовлении освоенной продукции. Эти потребности могут быть удовлетворены с помощью новых технологических процессов и новых машин. Таким образом, стимулом к созданию новой машины всегда является новый технологический процесс.

Машина полезна лишь, если она обладает требуемым качеством и, т.о., способна удовлетворять потребность людей.

Ресурсы труда в жизни человеческого общества представляют собой наивысшую ценность.

Создавая машину, человек ставит перед собой две задачи:

1. создать машину качественной

2. затратить меньшее количество труда при создании машины

Замысел новой машины возникает при разработке технологического процесса изготовления продукции, в производстве которой возникла потребность. Этот замысел выражается в формулировке служебного назначения, которая является исходным документом для проектируемой машины.

Процесс создания машины состоит из двух этапов:

В результате проектирования появляются чертежи машины. В результате изготовления с помощью производственного процесса появляется машина.

Второй этап и составляет основную задачу технологии машиностроения. Создание машины можно представить в виде схемы (рис.1.1). Изготовление машины связано с использованием различных способов обработки металлов.

История возникновения металлообработки в России мало исследована, однако известно, что:

• в X в. Русские ремесленники обладали высокой техникой изготовления оружия, предметов обихода и т.п.;

• в XII в. Русские оружейники применяли сверлильные и токарные устройства с ручным приводом и вращательным движением инструмента или заготовки;

• в XIV – XVI в.в. использовались токарные и сверлильные устройства с приводом от ветряной мельницы;

• в XVI в. в селе Павлове на Оке и в окрестностях г. Тулы существовала металлообрабатывающая промышленность;

• А.И.Нартов (1718—1725) создал механический суппорт для токарного станка;

• М.В. Сидоров (1714) на тульском оружейном заводе создал

«вододействующие» машины для сверления оружейных стволов;

• Яков Батищев построил станок для одновременного сверления 24 ружейных стволов;

• М.В.Ломоносов (1711-1765) построил лоботокарные, сферотокарные и шлифовальные станки;

• И.И.Ползунов (1728-1764) построил цилиндрорасточные и др. станки для обработки деталей паровых котлов;

• И.П.Кулибин (1735-1818) построил станки для изготовления зубчатых колес часовых механизмов;

• в конце XIX и начале XX в.в. на некоторых предприятиях начали указывать на рабочих чертежах допуски на изготовление деталей.

Рис. 1.1. Создание машины

Зарождение технологии машиностроения, как отрасли науки связывают появлением трудов, содержащих описание опыта производство процесса.

Впервые сформулировал положение о технологии и определил, что «технология – наука о ремеслах и заводах» в 1804 г. Академик В.М.Севергин. А в 1817 г. Впервые был изложен опыт производства профессором Московского университета И.А. Двигубским в книге «Начальные основания технологии или краткое описание работ, на заводах и фабриках производимых».

Дальнейшее описание выполнено Тиме И.А. (1838-1920 г.г.) в первом капитальном труде «Основы машиностроения. Организация машиностроительных фабрик в техническом и экономическом отношении и производство в них работ», вышедшим в 1885 г. Позже Гавриленко А.П. (1861-1914г.г.) создал курс «Технология металлов».

Затем появились работы не просто обобщающие опыт, но и выявляющие общие зависимости и закономерности. Соколовский А.П. в 1930-1932 г.г. издал первый труд по технологии машиностроения. В 1933 г. Появился труд Каширина А.И. «Основы проектирования технологических процессов» и «Теория размерных цепей», разработанная Балакшиным Б.С., а в 1935г. – «Технология автотракторостроения», в котором Кован В.М. и Бородачев Н.А. занимались анализом качества и точности производства. Исследованием жесткости, применительно к станкам, в 1936 г. занимался Вотинов К.В. Работы ЗыковаА.А. и Яхина А.Б. положили начало анализу причин возникновения погрешностей при обработке. В 1959 г. Кован В.М. разработал методику расчета припусков. Исследования в области технологии машиностроения продолжили Глейзер Л.А., Корсаков В.С., Колесов И.М., Чарнко Д.В. и др.,

Технология машиностроения как наука (в современном понимании) прошла в своем развитии несколько этапов. Маталин А.А., автор одного из учебников по технологии машиностроения, выделяет четыре этапа.

Первый этап (до1929-1930 г.г.) характеризуется накоплением отечественного и зарубежного производственного опыта изготовления машин. Публикуются описания процессов обработки различных деталей, применяемого оборудования и инструментов. Издаются руководящие и нормативные материалы ведомственных проектных организаций страны.

Второй этап (1930-1941 г.г.) характеризуется обобщением и систематизацией накопленного производственного опыта и началом разработки общих научных принципов построения технологических процессов.

Третий этап (1941-1970 г.г.) отличается интенсивным развитием технологии машиностроения, разработкой новых технологических идей и формированием научных основ технологической науки.

Четвертый этап – с 1970 г. По настоящее время отличается широким использованием достижений фундаментальных и общеинженерных наук для решения теоретических проблем и практических задач технологии машиностроения.

Современное представление технологии машиностроения – это отрасль технической науки, которая изучает связи и закономерности в производственных процессах изготовления машин.

Конструкция любой машины – сложная система двух видов сопряженных множеств связей:

1. свойств материалов;

Для реализации такой системы связей должен быть создан и осуществлен производственный процесс, который представляет собой другую систему сопряженных множеств связей:

1. свойств материалов (нужны для создания аналогичных связей в машине во время производственного процесса);

3. информационных (для управления производственным процессом);

4. временных и экономических (производственный процесс не может осуществляться вне времени и без затрат живого и овеществленного труда).

Таким образом, создание машины сведены к построению двух систем связей

1. конструкции машины;

2. производственного процесса изготовления.

Рис.1.2. Системы связей в машине

1.1. Понятие о машине и ее служебное назначении

Машинаустройство, предназначенное для действия в нем сил природы сообразно потребностям человека.

В настоящее время понятие «машина» имеет ряд смыслов:

• машина — механизм или сочетание механизмов, выполняющих движение для преобразования энергии, материалов или производства – с точки зрения механики;

• машина – доменная печь (Менделеев Д.И.);

• машина (с появлением ЭВМ) – механизм или сочетание механизмов, осуществляющих определенные целесообразные движения для преобразования энергии, выполнения работы или же для сбора, передачи, хранения, обработки и использования информации.

И, наконец, с точки зрения технологии машиностроения: машина является либо объектом, либо средством производства.

Поэтому машина – система, созданная трудом человека, для качественного преобразования исходного продукта в полезную для человека продукцию (рис.1.3).

Исходный продукт процесса – предметы природы, сырье или полуфабрикат.

Сырье – предмет труда, на добычу или производство которого, был затрачен труд.

Полуфабрикат – сырье, которое подвергалось обработке, но не может быть потреблено как готовый продукт.

Продукция – это результат производства в виде сырья, полуфабриката, созданных материальных и культурных благ или выполненных работ производственного характера (табл. 1.1).

Рис. 1.3. Машина – средство производства

Таблица 1.1. Преобразования машинами исходного продукта в продукцию

Размещено на реф.рф
Основы технологии машиностроения, В 2кн. Кн.1. Учебное пособие для вузов. М. ВШ. 2005. 278с.,ил.

3. Э.Л.Жуков, И.И.Козырь и др.

Размещено на реф.рф
Основы технологии машиностроения, В 2кн. Кн.2. Учебное пособие для вузов. М. ВШ. 2005. 295с.,ил.

Дополнительная:

4. В.В. Клепиков, А.Н. Бодров ʼʼТехнология машиностроенияʼʼ М. ФОРУМ -ИНФРА-М,2004

Учебно-материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия: Плакат – Технологический процесс.

2. Технические средства обучения: ʼʼПроекторʼʼ.

3. Дополнительные материалы представлены в электроном виде и доступны для просмотра на компьютере.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Лекция разработана ʼʼ___ʼʼ_____________2009ᴦ.

(подпись, фамилия и инициалы автора)

ʼʼОсновы технологии машиностроенияʼʼ

Вопросы, выносимые на лекцию:

1. Основы технологии машиностроения

2. Основные понятия и определœения

3. Эффективность качества

4. Понятие точности

В природе существует ничтожно малое количество предметов, которые может использовать человек непосредственно без преобразования. По этой причине человеку приходиться приспосабливать предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

Современный человек стремиться преобразования предметов природы выполнять с помощью машин.

Человеческое общество постоянно испытывает потребности в новых видах продукции, либо в сокращении затрат труда при изготовлении освоенной продукции. Эти потребности бывают удовлетворены с помощью новых технологических процессов и новых машин. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, стимулом к созданию новой машины всœегда является новый технологический процесс.

Машина полезна лишь, в случае если она обладает требуемым качеством и, т.о., способна удовлетворять потребность людей.

Ресурсы труда в жизни человеческого общества представляют из себянаивысшую ценность.

Создавая машину, человек ставит перед собой две задачи:

— создать машину качественной

— затратить меньшее количество труда при создании машины

Замысел новой машины возникает при разработке технологического процесса изготовления продукции, в производстве которой возникла потребность. Этот замысел выражается в формулировке служебного назначения, которая является исходным документом для проектируемой машины.

Процесс создания машины состоит из двух этапов:

В результате проектирования появляются чертежи машины. В результате изготовления с помощью производственного процесса появляется машина.

Второй этап и составляет основную задачу технологии машиностроения. Создание машины можно представить в виде схемы (рис.1.1). Изготовление машины связано с использованием различных способов обработки металлов.

История возникновения металлообработки в России мало исследована, однако известно, что:

в X в. Русские ремесленники обладали высокой техникой изготовления оружия, предметов обихода и т.п.;

в XII в. Русские оружейники применяли сверлильные и токарные устройства с ручным приводом и вращательным движением инструмента или заготовки;

в XIV – XVI в.в. использовались токарные и сверлильные устройства с приводом от ветряной мельницы;

в XVI в. в селœе Павлове на Оке и в окрестностях ᴦ. Тулы существовала металлообрабатывающая промышленность;

А.И.Нартов (1718—1725) создал механический суппорт для токарного станка;

М.В. Сидоров (1714) на тульском оружейном заводе создал ʼʼвододействующиеʼʼ машины для сверления оружейных стволов;

Яков Батищев построил станок для одновременного сверления 24 ружейных стволов;

М.В.Ломоносов (1711-1765) построил лоботокарные, сферотокарные и шлифовальные станки;

И.И.Ползунов (1728-1764) построил цилиндрорасточные и др.

Размещено на реф.рф
станки для обработки деталей паровых котлов;

И.П.Кулибин (1735-1818) построил станки для изготовления зубчатых колес часовых механизмов;

в конце XIX и начале XX в.в. на некоторых предприятиях начали указывать на рабочих чертежах допуски на изготовление деталей.

Рис. 1.1. Создание машины

Зарождение технологии машиностроения, как отрасли науки связывают появлением трудов, содержащих описание опыта производство процесса.

Впервые сформулировал положение о технологии и определил, что ʼʼтехнология — сфера научных знаний о ремеслах и заводахʼʼ в 1804 ᴦ. Академик В.М.Севергин. А в 1817 ᴦ. Впервые был изложен опыт производства профессором Московского университета И.А. Двигубским в книге ʼʼНачальные основания технологии или краткое описание работ, на заводах и фабриках производимыхʼʼ.

Дальнейшее описание выполнено Тиме И.А. (1838-1920 ᴦ.ᴦ.) в первом капитальном труде ʼʼОсновы машиностроения. Организация машиностроительных фабрик в техническом и экономическом отношении и производство в них работʼʼ, вышедшим в 1885 ᴦ. Позже Гавриленко А.П. (1861-1914ᴦ.ᴦ.) создал курс ʼʼТехнология металловʼʼ.

Затем появились работы не просто обобщающие опыт, но и выявляющие общие зависимости и закономерности. Соколовский А.П. в 1930-1932 ᴦ.ᴦ. издал первый труд по технологии машиностроения. В 1933 ᴦ. Появился труд Каширина А.И. ʼʼОсновы проектирования технологических процессовʼʼ и ʼʼТеория размерных цепейʼʼ, разработанная Балакшиным Б.С., а в 1935ᴦ. – ʼʼТехнология автотракторостроенияʼʼ, в котором Кован В.М. и Бородачев Н.А. занимались анализом качества и точности производства. Исследованием жесткости, применительно к станкам, в 1936 ᴦ. занимался Вотинов К.В. Работы ЗыковаА.А. и Яхина А.Б. положили начало анализу причин возникновения погрешностей при обработке. В 1959 ᴦ. Кован В.М. разработал методику расчета припусков. Исследования в области технологии машиностроения продолжили Глейзер Л.А., Корсаков В.С., Колесов И.М., Чарнко Д.В. и др.,

Технология машиностроения как наука (в современном понимании) прошла в своем развитии несколько этапов. Маталин А.А., автор одного из учебников по технологии машиностроения, выделяет четыре этапа.

Первый этап (до1929-1930 ᴦ.ᴦ.) характеризуется накоплением отечественного и зарубежного производственного опыта изготовления машин. Публикуются описания процессов обработки различных деталей, применяемого оборудования и инструментов. Издаются руководящие и нормативные материалы ведомственных проектных организаций страны.

Второй этап (1930-1941 ᴦ.ᴦ.) характеризуется обобщением и систематизацией накопленного производственного опыта и началом разработки общих научных принципов построения технологических процессов.

Третий этап (1941-1970 ᴦ.ᴦ.) отличается интенсивным развитием технологии машиностроения, разработкой новых технологических идей и формированием научных основ технологической науки.

Четвертый этап – с 1970 ᴦ. По настоящее время отличается широким использованием достижений фундаментальных и общеинженерных наук для решения теоретических проблем и практических задач технологии машиностроения.

Современное представление технологии машиностроения — ϶ᴛᴏ отрасль технической науки, которая изучает связи и закономерности в производственных процессах изготовления машин.

Конструкция любой машины – сложная система двух видов сопряженных множеств связей:

1. свойств материалов;

Для реализации такой системы связей должен быть создан и осуществлен производственный процесс, который представляет собой другую систему сопряженных множеств связей:

1. свойств материалов (нужны для создания аналогичных связей в машинœе во время производственного процесса);

3. информационных (для управления производственным процессом);

4. временных и экономических (производственный процесс не может осуществляться вне времени и без затрат живого и овеществленного труда).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, создание машины сведены к построению двух систем связей (рис.1.2):

1. конструкции машины;

2. производственного процесса изготовления.

Рис.1.2. Системы связей в машинœе

Основы технологии машиностроения. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Основы технологии машиностроения.» 2014, 2015.


Статьи по теме