Неопределенные Местоимения Конспект Урока 6 Класс

      Комментарии к записи Неопределенные Местоимения Конспект Урока 6 Класс отключены

Неопределенные Местоимения Конспект Урока 6 Класс.rar
Закачек 3888
Средняя скорость 3910 Kb/s
Скачать

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа п.им.Тельмана

Марксовского района Саратовской области

План-конспект урока по русскому языку

русского языка и литературы

Косырёва Елена Николаевна

2013-2014 учебный год

Тема: Неопределённые местоимения. (6 класс)

Цели: 1) Ознакомить учащихся с неопределёнными местоимениями; формировать умения правильно употреблять непределённые местоимения в речи.

2) Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, активность на уроках.

3) Воспитывать усидчивость, интерес к предмету.

Тип урока : Урок изучения новых знаний.

Форма урока: Урок – путешествие.

Оборудование : учебник, доска, дидактические наглядности ( таблицы), карточки для самостоятельной работы,

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю, а также опуститься на морское дно и узнать, что же оно в себе скрывает. Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье. А почему он так называется?

Ученики. Мы изучаем тему «Местоимения».

II. Повторение пройденного о местоимении.

Учитель. У нас на пути остров личных местоимений, на котором живут забавные обезьянки. Они не могут отгадать загадки. Давайте поможем им.

1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? ( мы-шь)

2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?(вы-мы-ты)

3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (я-мы)

4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (я)

5.Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я)

6. Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам должен держать.(слово)

Учитель. На Острове Попугаев два попугая спорят о том, кто из них лучше и красивее.

— Я ни в чём себе не отказываю, — говорит один попугай. – Хочу – купаюсь, хочу – принимаю солнечные ванны, хочу – ем спелые бананы.

— Ха! Да ты посмотри на себя , — возмущается второй попугай. – На тебе же ни одного блестящего пёрышка. Вот то ли дело я…

Учитель. Какое возвратное местоимение употребляли попугаи в своей речи?

Учитель. Что вы о нём знаете?(оно называются возвратным, т.к.показывает, что действие, совершаемое кем-то, как бы возвращается к действующему лицу. По значению совпадает с суф. –ся некоторых возвратных глаголов. Не имеет лица, рода, числа и им. падежа.

Какие местоимения указывают на принадлежность ? (притяжательные)

— Почему местоимения «я», «ты» называются личными? (указывают на лицо)

— Какие местоимения помогают задать вопрос? (Кто? Что? Какой? Чей? Который? И др.)

— Каким членом предложения обычно бывают притяжательные местоимения? (определением) А возвратное мест.?( всегда дополнением)

Учитель. К берегу прибило бутылку с запиской. Но некоторые буквы в словах размыла вода. Попробуем восстановить написанное.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Пришло время изучить морское дно.

Учитель. Сегодня мы с вами знакомимся со следующим разрядом местоимений – неопределёнными.

Перед вами стихотворение Ю. Коваля. Прочитайте его выразительно. Ответьте на вопросы.

1.Кто плыл на яхте? (кто-то)

2. О чём кричали чайки? О чём-то)

3. Какие люди встречали его? (Какие-то)

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки,

О чём-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зелёные волны нырял.

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад».

Какой частью речи являются эти слова? (местоимениями)

Какую атмосферу создают эти местоимения ? (атмосферу таинственности, загадочности, неопределённости)

Сделайте вывод: какие местоимения называются неопределёнными? ( С. 161 учебника)

— От каких местоимений образуются НМ? ( от вопросительно-относительных.)

— Как образуются НМ? (приставочным и суффиксальным)

Правописание неопределённых местоимений (с. 162 учебника)

Учитель. Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним его задание.

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером ( кто-то) постучался к нам.

2. На берегу реки росла ( какая-то) пышная зелень.

3. Расскажите ( что-нибудь) о вашей поездке по стране.

4. Товарищ вытащил из шкафа (какую-то) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге ( что-то) черное.

Учитель . Дочь морского царя – прекрасная русалка с необыкновенным голосом – тоже приготовила для нас задание.

Какое утверждение является верным?

обозначают признак предмета по принадлежности

выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества

указывают на неопределенные предметы, признаки, количества

указывают на того, о ком говорят

Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение

Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой. (В. Чивилихин)

Кто посмеется над струной?

Где скрыта память о Бояне? (М. Рылъский)

Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. (В. Распутин)

Владимир слушал его с презреньем и ничего не отвечал. (А. Пушкин)

Какое местоимение пишется раздельно:

Какое местоимение пишется в одно слово:

Предварительный просмотр:

Тема: «Неопределенные местоимения»

Методическая разработка урока

русского языка в 6 классе

Урок по теме «Неопределенные местоимения»

Цель : ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – неопределенные местоимения

  • дать сведения об отличительных признаках неопределенных местоимений и их образовании;
  • сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
  • прививать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование: М. Т. Баранов, учебник для 6 класса; тексты стихотворений.

Ребята, какой сегодня день недели? Любите ли вы учиться в понедельник?

Учитель читает стихотворение М. Вейцмана ( текст на доске)

Понедельник – день веселый

Пламенеют окна школы,

Блещет вешняя вода,

Понедельник – день тяжелый?

Не поверим никогда!

Не дадим его в обиду!

Мы довольны этим днем!

Снова что-нибудь увидим,

Снова что-нибудь поймем!

Он сулит забот немало,

Но – и света, и тепла,

От него берут начало

Все хорошие дела!

Какие знакомые местоимения вам встретились? Назовите их.

Его – личное (Р. П.)

Него – личное (Р. П.)

Ответьте на вопросы – шутки:

  1. Какое местоимение можно записать одной буквой (я)
  2. Какие два местоимения мешают транспорту? (я-мы)
  3. Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

— Какие местоимения мы уже изучили? (дети называют)

(Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?;

Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который)

— Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных?

(вопросительные служат для выражения вопроса);

— Для чего служат относительные местоимения? (Для связи простых предложений в составе сложного);

— Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?) (разными членами предложения).

Итак , мы уже знаем личные местоимения, возвратное, вопросительные, относительные.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений – неопределенными местоимениями. Научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль.

  1. Актуализация прежних знаний.

Поработайте редактором: исправьте ошибки в употреблении местоимений.

  1. Алексей напомнил другу заказать для себя книгу в библиотеке.
  2. Как ты сегодня чувствуешь, мама?
  3. Бабушка присела около печки: возле её было теплее.
  4. Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление.
  5. Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
  6. Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.

Вывод: Теперь, я надеюсь, ребята, будете следить за своей речью и грамотно употреблять местоимения в своей речи.

  1. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений. Давайте прочитаем стихотворение Ю. Коваля «На яхте».

Однажды куда-то на яхте

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой — то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие – то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад»,

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

— О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).

— Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске

Эти местоимения называются неопределенными.

— Подумайте, почему они так называются?

Учитель поясняет, что эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности.

Ребята, вспомните, как обычно начинаются сказки.

(В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил,

И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин)

В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков)

— Почему в сказках используется такое начало?

Как вы думаете, как могут изменяться неопределенные местоимения?

Верно. Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. Давайте попробуем просклонять эти местоимения.

А некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.

(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)

— Ребята, как вы думаете, от каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (от вопросительных)

Давайте откроем учебник на странице 174, прочитаем материал и рассмотрим таблицу.

Запишите в тетрадочку для схем местоимения, данные на этой странице.

Выполнение упражнения 414 (устно).

Ребята, запишите местоимения

НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, НЕКОТОРЫЙ.

Выделите в словах приставки и поставьте ударение.

Вывод : В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно.

Чтение и заучивание орфограммы 43, страница 175-176 учебника.

— Что же надо знать о приставке НЕ? (Ответы детей)

Ребята, давайте запишем:

черточку не забудь.

Это правило обозначает, что в неопределенных местоимениях с суффиксом

-то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.

Выполняется задание на стр. 175.

Ребята, давайте выполним грамматическое задание, данное в учебнике на стр. 175.

— Чтение и заучивание орфограммы 44.

— Что вы ещё можете сказать о дефисном написании неопределенных местоимений?

  1. Ребята, сейчас для того, чтобы лучше запомнить эту тему, мы выполним задание, данное на доске . Записываем в тетрадь, комментируем.

(Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что(нибудь), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем).

  1. Следующее задание «Цифровой диктант». Ребята, у вас на парте лежат карточки. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр.
  1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
  2. Вишь, какая саранча!
  3. Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
  4. О себе дед рассказывать не любил.
  5. Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?

Запишите первое предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор предложения с его характеристикой.

Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

Произведите фонетический разбор местоимения из предложения № 4. (себе)

О себе дед рассказывать не любил.

  1. Выполнение упражнения 416. Проверка.

Итог урока : Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании?

Домашнее задание : п. 73, орфограммы № 43, 44

Задание по выбору: напишите сказку, используя п. 73

или выполните упр. № 417.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это интегрированный урок по технологии и английскому языку. К уроку прилагается учебная презентация по технологии. Начинает урок учитель английского языка, продолжает и завершает урок учитель технолог.

Разработка урока в 6 классе по теме «Неопределенные местоимения» с применением ИКТ.

презентация по русскому языку, 6 класс.

Это первый урок в изучении темы. По форме урок — детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с.

Презентация содержит слайды к уроку «Неопределенные местоименя» в 6 классе. В ней отражены ключевые моменты урока, основные задания и ответы уровневых заданий для самопроверки.

Урок на тему «Неопределенные местоимения» в системе уроков «Местоимения» традиционно сложен. Предлагаю, используя технологию В. Зайцева, построить урок по следующей схеме:МОТИВАЦИЯ.

Конспект урока русского языка с использованием технологии коллективного способа обучения.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Тема урока: Неопределенные местоимения

Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Турилова В.А.

(Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 города Ершова Саратовской области»

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Знакомство с неопределенными местоимениями;

Совершенствование орфографических навыков.

Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развитие логического мышления , коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.

Воспитание культуры речи, толерантности

Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, их образовании и написании;

Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять условия выбора дефисного написания с НЕ;

Освоить способы определения и применения неопределенных местоимений.

записи на доске;

ХОД УРОКА (конспект)

1.Оргмомент( Приветствие учителем учащихся и гостей, психологический настрой к уроку).

Я рада приветствовать вас, ребята и уважаемые гости, в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!

Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.( Слайд №1)

2.Опрос-повторение: Ребята, какую часть речи мы изучаем сейчас на уроках русского языка? (местоимение):

1. Какая часть речи называется местоимением?

2. Какие местоимения вы услышали в моем приветствии? (Я, вас, нашем, вам, те, которые, вы, мы ) .

3. К какому разряд у они относятся? ()

4. Какие разряды местоимений вы ещё знаете?

5. В чем особенность возвратного местоимения себя? (слайд № 2)

6. Как пишутся личные местоимения с предлогами ?

Индивидуальная работа (2 ученика у доски)

Первый ученик работает у доски в качестве редактора.

Задание: исправить ошибки:

1. Позови ихнего брата.

2. Спроси у ней о поездке.

3. Я очень тоскую по вам.

4. Мы гостили у евойного деда.

Второй ученик — поставить местоимения в начальную форму.

Со мной -, у тебя — , с ним — , у неё — , перед собой — , с кем -, к чему -.

Класс выполняет орфографическую разминку:

Списать словосочетания, раскрыть скобки, объяснить написание.

(Надо) мной, (из)(за) ненастной погоды, (ярко)б..гровый закат, (не) беспокойся (обо) мне, пр…близит…ся (к) нему, чита…ш. . про себя, необ…ятные просторы, держ…ш… себя в руках.

Составить с одним словосочетанием предложение, произвести его синтаксический разбор.

Подберите синонимы к слову НЕОБЪЯТНЫЕ (бескрайние, необозримые), произвести его морфемный разбор.

II . Переход к новой теме.

Что? Что…- это местоимения- близнецы. Назовите их разряд. Чем они отличаются? ( Ответы учащихся)

Учитель: Оказывается, что у вопросительно- относительных местоимений есть дети: что-то ,что -нибудь, кое-что и другие. Сегодня, ребята, вы познакомитесь ещё с одним разрядом местоимений. Для этого отправимся на небольшой яхте по морю. (слайд №4).

Учитель читает текст.

Стихотворение А. Коваля « На яхте»

Однажды куда- то на яхте

Летали какие-то чайки,

О чем-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял.

И ветер, почти незаметный,

чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад».

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой.-

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

Учитель спрашивает: А теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы:

-Кто поплыл на яхте?

-О чём кричали чайки?

-Какие люди встретили его?

-Какой дельфин нырял в волны?

(Кто-то поплыл, какие-то чайки, кричали о чём-то, какие-то люди)

Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности?

(Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке)

Как называются такие местоимения, вы узнаете ,прочитав теоретический материал п.65.

Учитель: Записываем тему сегодняшнего урока « Неопределённые местоимения»

-Какова же цель нашего урока? Чему вы должны научиться?

-А что значит «неопределённый»? (Ответы учащихся)

Словарь С.И.Ожегова определяет значение слова «неопределённый»:

1. Точно не установленный;

2. Не вполне отчётливый, уклончивый.(Слайд №

А теперь давайте посмотрим, как образуются и как пишутся неопределённые местоимения.

Кто- , кое-кто, кто-нибудь, кто-то, некто.

-А как изменяются неопределённые местоимения?

1 вариант: просклонять неопределённое местоимение НЕКОТОРЫЙ

2 вариант: изменить местоимение НЕКОТОРЫЙ по родам и числам.

Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем.

(Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно — приседания, если через дефис — наклон вперед, если раздельно — руки вверх).

1. Выборочный диктант « ПРОВЕРЬ СЕБЯ». Выписать неопределённые местоимения.

Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто , кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто- нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем»,- вертится у него в голове.

Но никто за ним не заходит , и Витька зубрит дальше.

2 .Замени выделенные местоимения синонимичными, более свойственными

-Друг рассказал мне нечто интересное.

-_ Некто забыл дома тетрадь.

Задание 1 гр.: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-. (Записано на доске)

1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по Москве.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.

Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.

Задание 2-ой группе: (слайд № ). Списать предложения, раскрывая скобки.

1. По тёмному небу золотым узором звёзд написано (не)что торжественное.

2. Перед костром сидело (не)сколько человек.

3. Вдруг раздались чьи (то) шаги.

4. Кто (то) постучал в дверь.

5. Что (то) прошелестело рядом, кто(то) прош…л ( не)видимый.

Задание 3 группе: составить несколько предложений с неопределёнными местоимениями по фотографии ( упр,.№850)

4.Решаем занимательные задачи

-Дурачить кого (то)-………..(обвести вокруг пальца)

— Говорить что (либо) пустое………….(переливать из пустого в порожнее)

— Обманывать кого –( нибудь) …………(.водить за нос)

— Делать что (то) плохо, с ленью ……….(спустя рукава)

Кому-либо всё нипочём…………..(как с гуся вода)

— Очень хорошо ориентироваться , хорошо в чём- либо разбираться………

( как рыба в воде)

Какие неопределённые местоимения встречаются в народных сказках?

(В некотором царстве, в некотором государстве), ( В некием царстве, в некием государстве жил- был богатый купец, именитый человек. С.Аксаков « Аленький цветочек» )

3. Отгадайте загадки.

— Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам держать его должен. ( Слово)

— Кто-то проплакал всю ночь на лугу,

Сколько слезинок — я счесть не могу. (Дождик)

Учитель: Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

-Какие местоимения называются неопределенными?

-Как образуются неопределенные местоимения?

-Как пишутся неопределенные местоимения?

-Как изменяются неопределенные местоимения?

Рефлексия: А теперь, ребята, я попрошу вас высказать своё отношение к уроку.

Для этого нарисуйте смайлику улыбку.

1.Если сегодняшний урок вам понравился, был интересным, заставил вас работать –нарисуйте смайлику улыбку.

2.Если урок обычный, нормальный — нарисуйте смайлику на месте рта полоску.

3.Если урок прошёл скучно, вы работали без интереса — нарисуйте опущенные уголки губ.

Домашнее задание : стр. 161-163 п. 65 упр. 851 (1 или 2 задание на выбор)

Индивидуально: На «5» написать рассказ или сказку с неопределенными местоимениями.


Статьи по теме