Н Е Щуркова Классное руководство

      Комментарии к записи Н Е Щуркова Классное руководство отключены

Н Е Щуркова Классное руководство.rar
Закачек 1944
Средняя скорость 9696 Kb/s
Скачать

Н.Е. Щуркова М.: Педагогическое общество России, 2001

Знаете ли вы, что такое «педагогические диагностики» (именно так, во множественном числе)? Это «способы тонкого исследования социально-психологических характеристик ребенка, скрытых в глубинах его личностной структуры, но выявляемых путем особых методик».

Думаете, очень похоже на психологическую диагностику? А вот и нет. «Педагогические диагностики отличаются от психологических тем, что последние констатируют в статике характеристики исследуемых, в то время как первые обнаруживают тенденции динамики отношений формирующейся личности».

Во как! Бедная психология, не умеет она обнаруживать тенденции динамики отношений, а может только констатировать в статике. Хотите доказательств? Пожалуйста, две душераздирающие цитаты из Набокова, признанного мирового авторитета, даром что совсем в другой области. И вывод: «шарлатанство и добывание денег кружатся вокруг вопроса диагностирования психологического развития человека».

И автор, презрительно отвернувшись от шарлатанства, коршуном кружащегося вокруг вопроса диагностики, гордо формулирует свое кредо.

«Рабочие диагностики — это система методик, применяемых педагогом в процессе его работы с детьми по их социально-психологическому развитию, вмонтированная в систему воспитания в качестве средства выявления, фиксирования и оценивания воспитательных результатов, а также как способ проверки эффективности реализуемой модели воспитательного процесса».

Какие же средства можно вмонтировать? «Иноземные» нам не подходят, потому что их применение «становится разрушительным фактором духовного формирования личности, выбрасывает личность из контекста культуры, влечет за собой печальные судьбоносные последствия». А наши, отечественные, — другое дело.

Вот методика «Знаковый рисунок». Ученики должны специальными простыми значками изобразить на листе бумаги учителя и детей. По их взаимному расположению можно судить о взаимоотношениях в классе. Уроженцы гнилого Запада Якоб Морено и метод социометрии отдыхают.

Вот методика «Прерванный диалог». Приводится реплика собеседника, а ученик должен продолжить разговор. Имеется рисуночный вариант, где восемь иллюстраций, «намечающих содержание коллизии», поочередно показываются детям. Безродный космополит Розенцвейг вместе с адаптацией Тарабриной и инструкцией по проведению и обработке отправляются в компанию к Морено.

Есть еще студенческие, аспирантские и учительские разработки из Москвы, Краснодара, Тюмени и Анапы подобного же уровня. На «способы тонкого исследования» никак не тянет. На систему тоже, в лучшем случае — на набор методик. «По бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши» — дело лесковского Левши живет и побеждает.

Да и сама постановка цели — «оценить воспитанность» — тоже сомнительна. Не случайно автор не может выпутаться из противоречий на протяжении нескольких глав: с одной стороны, «эфемерный» уровень воспитанности мерить не стоит, с другой — воспитанность есть предмет оценивания по неким критериям, с третьей — воспитанность можно только констатировать, но не оценивать.

Так что будем считать, что психологи в книге не упомянуты к их же счастью. А то, не дай Бог, заставят воспитанность констатировать.

Занятие 15

Воспитательная работа классного руководителя

Основные понятия:

Классный руководитель –непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.С. 60.

Классный руководитель –истинный педагог в самом полном и исходном значении этого слова.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга. М., 1999. С.10.

Функции классного руководителя:

— всестороннее изучение и воспитание учащихся,

— оказание им помощи в учении и развитии,

— решение проблем профессионального самоопределения,

— взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,

— взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач,

— контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.С. 60-61.

Функции классного руководителя:

— обустройство школьной жизнедеятельности класса,

— организация предметной деятельности класса,

— организация духовной деятельности по осмыслению жизни,

— стимулирование и организация личностного развития школьников,

— связь с семьей учащихся,

— работа с индивидуальностью школьника.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга. М., 1999. С.35-58

Основные направления работы:

— индивидуальная работа со школьниками;

— организация коллективной деятельности и общения;

— организация воспитывающей среды;

— организация повседневного быта учащихся;

— координация взаимодействия с родителями, учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 1999. С.22-23

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи и содержание работы классного руководителя.

2. Планирование воспитательной работы классным руководителем.

3. Подготовка и проведение коллективных творческих дел (классных собраний).

4. Взаимодействие классного руководителя с семьей школьника.

Темы для реферата:

1. Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности школьника.

2. Личность классного руководителя современной школы.

3. Классное собрание глазами американского учителя.

Вопросы для дискуссии:

1. Когда школьники говорят о классном руководителе: «Нам повезло!», что они подразумевают?

Практическое задание:

1. Проанализируйте тематику родительских собраний 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов и определите специфику работы классного руководителя с родителями школьников разного возраста (см. Дереклеева Н.И. С. 16-38).

2. Подберите наиболее актуальные, с Вашей точки зрения, проблемы для обсуждения с учащимися 1-4, 5-9, 10-11 классов.

3. Закончите предложение: «Успех в работе классного руководителя зависит от. »

Основная литература

1. Палажэнне аб класным кiраўнiку агульнаадукацыйнай школы //Настаўнiцкая газета 22.08.92г.

и

2. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2002. (2000). С 531-547.

Или

3. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2002. С 486-502.

Или

4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С. 60-62.

и

5. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн., 2002. С.59-69.

6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

Дополнительная литература

1. В помощь классному руководителю. Мн., 2003. 175 с.

2. Глассер У. Классные собрания (ксерокопия из кн. “Школы без неудачников”). М., 1991.

3. Дереклеева Н.И. Направление работы классного руководителя с семьей и учащимися: Методические рекомендации. Мн.: Бестпринт, 1998.

4. Казимирская И.И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике. Мн., 2004. С.149-151.

5. Маленкова Л. Классный руководитель: содержание деятельности. //Народное образование. 1998. № 9-10. С 47-50.

6. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 1999. С.22-29.

7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга. М., 1999. С.9-31, 35-58, 113-128, 133-158, 161-177, 202-214.

8. Чарней Р. Как научить детей заботе и отзывчивости // Народное образование. 1998. № 9-10. С.83-92.

9. Чарней Р. Классные собрания. //Народное образование. 1999. № 1-2. С 233-235.

К семинарскому занятию № 15

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Чем обусловлено введение в школе классного руководства и какие основные функции выполняет классный руководитель ?

3. Какие обязанности возлагаются на классного руководителя в школе на современном этапе?

4. Какой должна быть работа классного руководителя по изучению учащихся ?

5. Какую работу необходимо проводить классному руководителю по созданию ученического коллектива ?

6. Какие виды и формы организации деятельности школьников вы можете назвать ?

7. Какие методические положения должны лежать в основе планирования классным руководителем воспитательной работы ?

8. Перечислите основные формы взаимодействия классного руководителя с семьей учащихся. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее эффективные ?

9. По каким критериям вы бы определяли эффективность работы классного руководителя ?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Педагогическая литература переполнена попытками обозначить качество, без наличия которых нет успеха в воспитательной работе классного руководителя. Назовите не менее 10 таких качеств и проанализируйте их.

2. Представьте, что потомки создают Ваш профессиональный портрет. Каких «страшных черт», свойственных сегодня некоторым классным руководителям там не будет?

3.Внимательно прочитайте схему «ролевого репертуара» учителя из книги писателя и врача-терапевта В.Леви «Искусство быть другим» — М., 1968. – С. 78. и

— Укажите с коротким комментарием, в каких ролях выступает классный руководитель в средних и старших классах. Отличаются ли эти роли?

4. Разделяете ли Вы точку зрения, что хорошая подготовка к воспитательному делу – половина его успеха?

— Что, на Ваш взгляд, и в какой последовательности необходимо делать классному руководителю на этапе подготовки к воспитательному мероприятию? (П.И..Пидкасистый, М.А.Портнов Искусство преподавания. – М., 1998. – С. 177-179.)

5. Осуществите целевой самоанализ педагогической направленности личности классного руководителя, ответив на вопросы.

— Чем лично вы можете увлечь ребят?

— Каков маршрут ваших возможных путешествий, в том числе и с детьми? Где вы были, где хотели бы побывать снова, куда хотели бы попасть?

— Каков круг ваших литературных интересов?

— Каков круг ваших музыкальных предпочтений?

— Занимались ли вы каким-нибудь коллекционированием? Что это дало вам?

— Какова ваша любимая история?

6. Распределите 10 предложенных понятий по двум группам:

А – методы воспитания, Б – формы воспитания.

Производитель: «Педагогическое общество России»

Серия: «Воспитать человека»

Эта книга рассказывает о том, как достичь серьезных результатов в воспитании через игру. Работа классного руководителя сложна и многогранна, но игровая методика делает ее увлекательной и интересной как для учителя, так и для ученика. Игровые методики, представленные в книге (100 игровых форм), широко практикуются сегодня в школе, но, востребованные профессиональным интересом классного руководителя, подверглись более глубокому осмыслению и методической доработке. Материал дополнен и расширен. Адресована школьным педагогам, работающим с группой учащихся класса (классным руководителям, наставникам, кураторам), преподавателям и студентам педвузов, педучилищ и педколледжей, а также воспитателям детских садов и детских домов. ISBN:978-5-93134-382-2

Издательство: «Педагогическое общество России» (2008)

См. также в других словарях:

Педагогическое общество России. Ноосфера — издательский дом, Москва. Педагогическая, психологическая, учебно методическая, экологическая литература. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 479) См. также Издательства РФ … Педагогический терминологический словарь

Общество распространения технических знаний — (также известно как «Московское», ОРТЗ) общественная организация в Российской империи, существовавшая в 1868 1919 годах. Содержание 1 История 2 Учебный отдел … Википедия

Грамотность в России — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). Содержание 1 История распространения грамотности в России 1 … Википедия

Московское Общество Распространения Технических Знаний (МОРТЗ) — просветительская общественная педагогическая организация. Создана в 1869. Осн. задачи: организации воскресных и вечерних классов для рабочих, разработка учебных планов и программ для них, изучение технического и ремесленного образования в… … Педагогический терминологический словарь

Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

Исторические общества в России — Исторические общества в России: Содержание 1 Московское общество истории и древностей Российских … Википедия

Международное общество музыкального образования — (International Society for Music Education или ISME, в русской традиции принято название ИСМЕ, которое, будучи написанное кириллицей, не является более аббревиатурой, подобно тому, как для русскоговорящего читателя не являются аббревиатурами… … Википедия

КОНСЕРВАТОРИИ В РОССИИ — Их всего две; не надо забывать, однако, что у нас под к. подразумевается исключительно высшее музык. учебное заведение, дающее звание свободного художника (См., впрочем, ниже), тогда как, наприм., в Германии к ей называют всякое музык. училище,… … Музыкальный словарь Римана


Статьи по теме