Лыкова и А Цветные Ладошки скачать

      Комментарии к записи Лыкова и А Цветные Ладошки скачать отключены

Лыкова и А Цветные Ладошки скачать.rar
Закачек 1333
Средняя скорость 8285 Kb/s
Скачать

Программа И.А. Лыковой «Цветные ладошки»

Рекомендована Ученым Советом Института художественного образования Российской Академии.

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Один из крупнейших представителей английской теоретической мысли сказал:

« Я убежден, что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь и как оно будет важно для грядущих людей…

Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не сможем сохраниться цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни»

Цель программы формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлениях) окружающего мира как эстетических образов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства — средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции).

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции –творца»

Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»

Общепедагогические принципы обусловленные единством учебно-воспитательного пространства:

· Принцип культуросообразности — построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

· Принцип сезонности — это построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

· Принцип систематичности и последовательности — это постановка или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;

· Принцип цикличности — это построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

· Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

· Принцип развивающего характера художественного образования;

· Принцип природосообразности — это постановка или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

· Принцип интереса — это построение или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

· Принцип эстетизации предметноразвивающей среды и быта в целом;

· Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

· Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности;

· Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

· Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

· Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

· Принцип организации тематического пространства (информационного поля)— основы для развития образных представлений;

· Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

· Принцип естественной работы (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В программе «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста:

1. формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2. создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творческтва;

3. ознакомление детей м основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения;

Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента:

1. Способность эмоционального переживания,

Ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, ребенок является соучастником событий и явлений, передаваемым художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникает и проявляется в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей.

2. Способность к активному освоению художественного опыта к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию.

Известно, что художественный опыт передается ребенку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребенок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» — изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребенка формируются практические художественные умения и в результате — складывается опыт художественно-творческой деятельности.

3. специфические художественные и творческие способности.

В эстетическом воспитании ведущая роль деятельности детей — художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщенными и самостоятельными способами художественной деятельности.

Методы эстетического воспитания.

1. метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

2. метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

3. метод эстетического убеждения;

4. метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

5. метод эстетического выбора (убеждения красотой), направленный на формирование эстетического вкуса;

6. метод разнообразной художественной практики;

7. метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

8. метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций пробуждающих интерес к художественной деятельности;

9. метод эвристических и поисковых ситуаций. ;

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Программа «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала.

1. Разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада.

2. Сборники «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации»

1. Тематические плакаты для обогащения восприятия детей уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Фрукты», «Овощи», «Наш луг», «Еловый лес»)

2. Дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты»)

3. Незавершенные композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная елочка», «Витрина магазина»)

4. технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос», «Динозавры»)

5. Серия альбомов для художественного детского творчества («Наш вернисаж», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Израсцы», «Писанки»)

Комплекты технологических карт с «пошаговым» показом техники создания конкретного художественного образа и вариантов его творческого воплощения используется для индивидуальной и фронтальной работы на занятиях по разным видам изобразительной деятельности.

Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ развития детского творчества (смформулированные в базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки»)

· компетентность (эстетическая компетентность;

· эмоциональность (возникновение «умных эмоций»);

· произвольность и свобода поведения;

· самостоятельность и ответственность;

· способность к самооценке.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ развития детского творчества

в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Е.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):

Ø субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;

Ø нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;

Ø вольшая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

Ø индивидуальный «почерк» детской продукции;

Ø самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образовательной выразительности;

Ø способность к интерпретации художественных образов;

Ø общая ручная умелость.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ выразительного художественного образа как интегральной художественно- эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений ( И.А. Лыкова):

Ø восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

Ø осмысленное чтение – распредмечивание и опредмечивание – художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем и эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретация формы и содержания, заключенного в художественную форму;

Ø творческое освоение «художественного языка» — средств художественно-образной выразительности;

Ø самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов и изобразительной деятельности;

Ø проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самостоятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);

Ø экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.

Тема исследования «Интеграция видов изобразительного искусства в художественной деятельности детей дошкольного возраста (методика разработана и апробирована в соавторстве с Казаковой Т.Г.. кандидатом педагогических наук, ведущим научным сотрудником).

проведения констатирующего эксперимента (диагностики)

1) Выявить уровень художественного развития детей в изобразительной деятельности.

2) Выявить возможности интеграции видов изобразительной деятельности в ситуации свободного выбора ребенком вида и характера деятельности , материалов, содержания (замысла), способов изображения (исполнительский компонент)

2.Общий характер эксперимента: естественно-педагогический.

3. Методика проведения эксперимента.

ДЛЯ АНАЛИЗА процесса и результата детской художественной деятельности разработана система показателей:

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:

· Характер вхождения в образ;

2. Характеристика качества способов творческой деятельности:

· Применение известного в новых условиях;

· Самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;

· Нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка;

· Создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.

3. Характеристика качества продукции:

· Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;

· Соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;

· Проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа.

Министерство образования и науки РФ

Электронные приемные

Горячая линия

Телефон доверия

Родителями становятся!

Программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «СВЕТЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное Центр развития ребенка – детский сад №10 «Чайка»

238340, Калининградская область, г. Светлый, пер. Сосновый, 12

8(40152)3-55-45; факс 8(40152)3-23-15

Заведующая МАДОУ ЦРР —

детского сада № 10 «Чайка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Цветные ладошки» И.А. Лыковой

Адаптирована МАДОУ ЦРР — д./с. № 10 «Чайка»

на период с 2015 г. — 2020 г.

Зам. зав. по УВР МАДОУ ЦРР- д/с №10

Родионова Светлана Владимировна

на педагогическом совете

Возраст детей – 2-7 лет

Срок реализации – 5 года

Содержание

1. Пояснительная записка …. 3

2. Учебный план . 6

3. Содержание программы. 17

4. Методическое обеспечение . 27

1. Пояснительная записка

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Художественная деятельность — ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. В основу данной общеобразовательной программы положена программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Педагогическая целесообразность заключается в использовании этой программы в дошкольном учреждении в качестве парциальной и дополняет содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» комплексной программы развития и воспитания детей «Детство», переработанной в соответствии с ФГОС ДО.

Новизна и актуальность. Эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства и эстетической действительности.

Целью программы является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.

4. Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».

Отличительной особенностью программы является интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (как интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент), которые обеспечивают оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой имеет систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного). В программе сформулированы общепедагогические, специфические принципы организации художественной деятельности дошкольников, а также необходимые педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей. В условиях МАДОУ ЦРР – д/с № 10 «Чайка» наиболее широко применяется принцип тематического пространства (информационного поля), который помогает реализовывать принцип комплексно-тематического планирования, предусмотренного ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, а также деятельный и полихудожественный подход в эстетическом воспитании дошкольников.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 2-х до 7-ми лет.

Срок реализации – 5 лет. Содержание программы ориентировано на возрастные показатели и стартовые возможности детей.

  • Первый год обучения определен для детей первой младшей группы (2-3 года)
  • Второй год обучения — вторая младшая группа (от 3-х до 4-х лет).
  • Третий год обучения – средняя группа (4-5 лет).
  • Четвертый год обучения – старшая группа (5-6 лет).
  • Пятый год обучения – подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Формы и режим образовательной деятельности. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Содержание образовательной деятельности, построено исходя из трёх блоков педагогического процесса, это –

  • непосредственно образовательная деятельность (НОД);
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Непосредственно-образовательная деятельность строится как увлекательная проблемно-познавательная деятельность и носит преимущественно интегративный характер, проблемно-поисковый характер, предполагает познавательное общение, личностно-ориентированный подход педагога. Наиболее удобные для организации НОД, когда лепка, рисование и аппликация проводятся на основе одной темы (одного образа), что позволяет углубить и систематизировать художественный опыт ребёнка за довольно короткий промежуток времени.

Учебно-тематический план выстроен с учётом рекомендаций программы «Детство» и дополняет содержание образовательной области «Художественное творчество», т.е. для проведения специально организованных НОД по художественному творчеству дошкольников отведено 2 НОД в месяц, следовательно, 18 НОД в год. Целесообразно проводить НОД по данной программе при завершении темы, согласно комплексно-тематического плана учреждения.

Ожидаемые результаты

Достижения ребенка (Что нас радует)

— Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отноше­ние к произведениям искусства и памятникам культуры, эстети­чески привлекательным объектам, музейным экспонатам; выска­зывает желание принимать посильное участие в их сохранении.

— Проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоя­тельность и индивидуальность в процессе освоения искусства.

— Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных про­мыслов. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, ком­позицию и другие), некоторые особенности построения компози­ции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

— Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной де­ятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, вы­бора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы.

— Демонстрирует высокую техническую грамотность.

— Планирует деятельность, умело организует рабочее место, прояв­ляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бе­режное отношение к материалам.

Формами подведения итогов реализации программы служат:

  • организация выставок совместного творчества взрослых и детей;
  • совместные досуги, праздники, развлечения и др.


Статьи по теме