Конспекты Уроков по Литературе 5 Класс Коровина

      Комментарии к записи Конспекты Уроков по Литературе 5 Класс Коровина отключены

Конспекты Уроков по Литературе 5 Класс Коровина.rar
Закачек 2978
Средняя скорость 7925 Kb/s
Скачать

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ рабоча программа 5 литер фгос.docx

Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы

«___»________ 2013 г .

Заместитель директора по УВР МБОУ «Заревская ООШ»

_____ Данилова Л.И.

Директор МБОУ «Заревская ООШ»

по литературе под ред. В.Я. Коровиной для 5 класса

учителя русского языка и литературы Рогатнёвой В.Л.

Программа составлена: август 2013 года

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В программе учтены основные положения Программы развития УУД для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку», «Требования к результатам обучения», «Содержание курса», «Календарно-тематическое планирование»

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного образования (5-9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет техникой чтения. Поэтому особое место отводится различным видам чтения и пересказа. В учебной работе со второй группой предусматривается развитие умения анализировать художественные произведения. В третей группе активизируется связь курса литературы с курсом отечественной истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры и общества в целом.

Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы.

В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: в 5-м классе – внимание к книге, в 6-м классе — художественное произведение и автор, в 7-м классе – особенности труда писателя, в 8-м классе – взаимосвязь литературы и истории, в 9-м классе – начало курса на историко-литературной основе.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII , XIX , XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

В рабочей программе курс представлен разделами:

Устное народное творчество.

Русская литература 18 века.

Русская литература 19 века.

Русская литература 20 века.

Литература народов России.

Сведения по теории и истории литературы.

Вклад предмета «Литература»

в достижение целей основного общего образования

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Результаты изучения предмета

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечетву, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;

Развитие эстетического самосознания через освоение художественного наследия народов России.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в – 102ч.

Конспект урока литературы – 5 класс

Автор: Пастухова Анна Васильевна, учитель МБОУ «Камчугская ООШ»

Я предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной по теме: Становление характера героя по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (2 урок по произведению). Конспект составлен на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Цель: наблюдение над становлением характера героя

Задачи:

— формировать умение работать с текстом;

— учить анализировать поступки героя;

— формировать умение делать выводы;

— развивать коммуникативные навыки;

— воспитывать желание иметь положительные качества.

Тип урока: получение новых знаний

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»

Цели:

1. Совершенствование духовно – нравственных качеств личности;

2.Формирование интереса к личности писателя, развитие у обучающихся уважительного отношения к мастеровым людям, талантливым умельцам из простого народа;

3.Формирование у обучающихся бережного и внимательного отношения к природе родного края, народным традициям;

1.Учащиеся анализируют, делают выводы, дают оценку конкретным высказываниям;

2. Осуществляют поиск дополнительных сведений;

3. Совершенствуют навыки работы в группах, составлении синквейна, используя ресурсы учебника, дополнительной литературы и ИКТ;

1 Умение определять жанровую принадлежность текста;

2 Умение формулировать тему урока;

3 Понимание связей литературного произведения с эпохой их написания;

4 Владение терминологией разговорных слов и оборотов;

5 Познакомить учащихся с творчеством П.П.Бажова;

6 Умение отличать реальные события от фантастических, описанных в сказе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе 5 класс»

Тип урока: Формирование новых знаний

Учебник «Литература » 5 класс. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин Москва «Просвещение» 2012г.

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»

Достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ОСО

1. Совершенствование духовно – нравственных качеств личности;

2.Формирование интереса к личности писателя, развитие у обучающихся уважительного отношения к мастеровым людям, талантливым умельцам из простого народа;

3.Формирование у обучающихся бережного и внимательного отношения к природе родного края, народным традициям;

1.Учащиеся анализируют, делают выводы, дают оценку конкретным высказываниям;

2. Осуществляют поиск дополнительных сведений;

3. Совершенствуют навыки работы в группах, составлении синквейна, используя ресурсы учебника, дополнительной литературы и ИКТ;

Умение определять жанровую принадлежность текста;

Умение формулировать тему урока;

Понимание связей литературного произведения с эпохой их написания;

Владение терминологией разговорных слов и оборотов;

Познакомить учащихся с творчеством П.П.Бажова;

Умение отличать реальные события от фантастических, описанных в сказе.

Репродуктивные: способствовать освоению учащимися основных жанров литературы: сказа и сказки;

определить их сходство и различие.

Продуктивные: на основе различных источников информации уметь формулировать проблему и искать пути её решения;

Творческие: уметь эффективно взаимодействовать в ситуации смысловой неопределённости;

Личностные; Регулятивные; Познавательные; Коммуникативные;


Статьи по теме