Экономические Реформы 1985-1991 Конспект Урока 9 Класс

      Комментарии к записи Экономические Реформы 1985-1991 Конспект Урока 9 Класс отключены

Экономические Реформы 1985-1991 Конспект Урока 9 Класс.rar
Закачек 1130
Средняя скорость 2478 Kb/s
Скачать

Интерактивный мультимедиа урок формирования новых знаний

Предварительный просмотр:

Урок истории в 9 классе

Экономические реформы 1985—1991 гг.

Цель: сформировать убеждение в неизбежности реформирования экономической системы СССР; выяснить альтернативные варианты экономических реформ в стране, почему предпринятые М. С. Горбачевым и его окружением шаги не дали ожидаемого результата.

Обучающая: обобщить и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны в «застойный» период; уяснить такие понятия как «ускорение»; термины: «хозрасчет», «самофинансирование»; понять суть экономических реформ.

Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом (с документами, таблицами), с понятиями и терминами; формировать умение работать в группе; развивать умение сравнивать, сопоставлять, что сохранялось от периода застоя, и что стало в период реформирования; коммуникативные способности, умение аргументировать собственное мнение; развивать умение выполнять задания по типу ОГЭ: тесты

Воспитательная: воспитывать трудолюбие и уважение друг к другу во время самостоятельной работы, культуру ведения диалога, совместной работы над поставленной проблемой.

Тип урока: интерактивный мультимедиа урок формирования новых знаний.

Формы и методы работы: выступление с опережающим заданием, работа в группах с опорой, анализ документов, выполнение заданий по типу ОГЭ, составление таблиц, работа в тетрадях, работа с электронной презентацией, видеороликами.

1)Учебник: «История России XX – начало XXI века» — А.А.Данилов Л.Г. Косулина.

2) Раздаточный материал: документы, индивидуальные, групповые задания;

3) Электронный учебник «История России. XX век». Авт. Данилов А.А.

4) Электронная презентация

  • Выяснить мнение родственников по вопросу «Каковы их впечатления о результатах экономических реформ, проведённых руководством страны в период перестройки?

1. Организационный момент.

2. Постановка целей, задач урока.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы продолжаем изучать события периода «перестройки».

-Почему период 1985-1991 года назван перестройкой?

-Какие изменения произошли в политической жизни страны в 1985 -1191гг. ?

-Как вы думаете, изменения в политической сфере повлекут за собой изменения в сферу экономики?

У вас было опережающее задание: Выяснить мнение родственников по вопросу «Каковы их впечатления о результатах экономических реформ, проведённых руководством страны в период перестройки?

Тема урока Экономические реформы 1985—1991 гг (Запись даты и темы в тетради). Подумайте, чем интересна вам эта тема?

3. Актуализация знаний учащихся по теме «Итоги социально-экономического развития СССР к середине 80-х гг.».

(опора на презентацию)

Учитель: Вы обозначили цель нашего урока. Мы вместе выясним причины, содержание и результаты реформ в экономике СССР с 1985 года. Предлагаю начать с причин перестройки в экономике.

Учитель: В обыденном сознании наших людей существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

К какой точке зрения склоняетесь вы?

Вам помогут эксперты по «застою». Ваша задача: слушать внимательно и после каждого выступающего записать в тетради особенности экономики середины 80-х годов и как они отразились на жизни общества.

Ученик 1. В период застоя была проведена аграрная реформа, на проведение которой было затрачено много средств (за 1966 – 1980г.г. их сумма составила почти 400 млрд. рублей), использовалась крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

Введение стабильных денежных окладов в колхозах обернулось ростом иждивенческих настроений. К началу 80-х годов колхозы и совхозы в целом оказались убыточными. Сократилась пашня. Потери сельскохозяйственной продукции составили от 20% до 40% от урожая. Страна с чернозёмными землями стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

Ученик 2. Реформа в промышленности пошла на убыль. Поползли вниз плановые показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода, снизились темпы роста производительности труда . Это объяснялось: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения; истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов.

Ученик 3. Несмотря на первоклассные, а порой и уникальные разработки советских учёных в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс (развитие и совершенствование) науки и техники не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства.

К 1985 году, когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч аналогичных машин, преимущественно устаревших моделей.

Ученик 4. Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ.

Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. Сокращалось жилищное строительство, несмотря на рост населения. Урезаны расходы на здравоохранение. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. Потребление продуктов было в СССР втрое ниже, чем это допускалось медицинскими нормами.

Уже в 80-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов .

Учитель: Итак, вы перечислили отрицательные итоги периода застоя, и как они отразились на жизни общества. Давайте вместе с формулируем причины перестройки.

Ученики: (записи в тетрадях)

1. Падение производительности труда.

2. Падение темпов роста промышленного производства.

3. Научно-технический разрыв с Западом.

4. СССР превращается в сырьевой придаток СЭВ (экспорт нефти).

5. Сокращение доходов от экспорта, рост внешнего долга.

6. Непосильная гонка вооружений, рост внешнеполитической изоляции.

7. Неэффективное использование финансовых средств.

8. Падение дисциплины, паралич общественного сознания.

9. Отсутствуют или находятся в большом дефиците отечественные товары массового спроса, затоваривание некачественными продуктами.

Учитель: Вернемся к вопросу о выборе вашей позиции. К какому мнению вы склоняетесь, почему?

Учащиеся: В 80-е годы экономика СССР переживала кризис. Были необходимы серьезные реформы, чтобы преодолеть торможение хозяйственного механизма, оздоровить и обновить экономику.

4. Изучение новой темы. Основное содержание реформ в экономике и их результаты. Организация групповой работы.

Учитель: Если бы вам пришлось проводить реформирование экономики, что бы вы изменили?

Учащиеся: Тип экономической системы: командную экономику заменили бы рыночной.

Учитель: давайте вспомним характерные признаки данных типов экономических систем с помощью такого задания: Это предложения из реферата, раскрывающие суть двух типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между типами этих систем. Помогите ему! (опора на презентацию)

Учащиеся выполняют задание.

  1. Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством.
  2. Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.
  3. Многообразие форм собственности на средства производства.
  4. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием.
  5. Что производить определяется группами профессионалов.
  6. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами.
  7. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления.
  8. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Назовите типы экономик.

Впишите в таблицу порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность экономических систем.

Экономические реформы 1985 — 1991 гг.

2.Экономическая реформа 1987 г.

3.Второй этап экономической реформы.

В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 i. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве .

Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция — госприемка, потребовавшая роста управленческою аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось.

Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы.

Экономическая реформа 1987 г.

К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение преобразований в экономике, — Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунина и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:

— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
— постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
— отказ от монополии внешней торговли;
— более глубокая интеграция в мировой рынок;
— сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
— признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами — агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы — «Закон о государственном предприятии».
Несмотря на то что реальных сдвигов в экономике не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования в ней частного сектора (хотя этот процесс шел с большим трудом). Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. — индивидуальной трудовой деятельностью. Это вело к фактической легализации «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали представители номенклатуры, скопившие средства в доперестроечные времена на основе коррупции и казнокрадства. По самым скромным оценкам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год (в ценах до 1 января 1992 г.).

Второй этап экономической реформы. По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.

Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему.
Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) повое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. И. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, попыталось предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада.

Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.


Из «Основных положений коренной перестройки управления экономикой», одобреных июньским пленумом ЦК КПСС. 1987 г.

Суть коренной перестройки управления экономикой страны — переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.

Из постановления пленума ЦК КПСС «О положении в стране и задачах КПСС в связи с переходом экономики на рыночные отношения». Октябрь 1990 г.

ЦК КПСС видит основной смысл перехода к рынку в том, чтобы в рамках социалистического выбора прежде всего улучшить жизнь людей, обеспечить полное раскрепощение их инициативы и деловой активности, создать ясные и надежные стимулы и мотивации высокоэффективного труда.
Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры.
Поддерживая разнообразные формы разгосударствления предприятий, ЦК КПСС выступает при этом за приоритет коллективных форм собственности. Должны быть созданы равные экономические условия для развития колхозов, совхозов, крестьянских и личных хозяйств, кооперативов и ассоциаций. Пленум ЦК КПСС не поддерживает идею передачи или распродажи земли в частную собственность.


Из программы «500 дней». Лето 1990 г.

Главная цель реформы — экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.

Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, со-стоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порожденным административно-командной системой, должны прийти свобода хозяйственной деятельности и ответственность каждого гражданина за свое благо-состояние, напряженный и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатами.

1. Используя приведенные документы, дайте оценку основным этапам экономического реформирования в СССР за годы перестройки.

2. Назовите причины неудач в реформировании экономики в эти годы.

3. Охарактеризуйте программу «500 дней». Почему она так и не была принята?

4. В чем заключается радикальный характер провозглашенного курса на переход к „ рынку?

5. Почему руководство СССР так и не приступило к его реализации?

История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003

История для 9 класса, учебники и книги по истории скачать, библиотека онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

В презентации рассмотрены следующие вопросы: кризисные явления, ставшие причиной изменения государственной политики, основные шаги перестройки в экономике, программы перехода к рыночной экономике

Целевая аудитория: для 9 класса

Автор: Фатеева Татьяна Алексеевна
Место работы: МБОУ-гимназия №20 г.Тулы
Добавил: fta

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и благодарность каждому участнику!

© 2007 — 2017 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.


Статьи по теме